
Когда слышишь про заводские телескопические лазерные дальномеры, многие сразу представляют конвейер с роботами, но в реальности там до сих пор ручная юстировка оптики — и это главная причина, почему наши коллеги из ООО Чэнду Дади Оптико-геодезические приборы до сих пор держат ремонтный цех с 1987 года.
Взял как-то для теста серийный телескопический лазерный дальномер с биркой 'заводская калибровка'. На дистанции 100 метров расхождение в 2 см — для геодезиста это катастрофа. Пришлось разбирать: оказалось, линзы сместились при транспортировке из-за слабых креплений.
Заводы часто экономят на термостабильных клеях, особенно в бюджетных моделях. Помню, в 2019 году партия от китайского производителя начала 'плыть' после недели работы на морозе - компенсаторы не выдерживали перепадов от -20°C до +35°C.
Сейчас ООО Чэнду Дади специально тестирует все поступающие приборы в климатической камере. Их техники показывали мне журнал замеров: даже у топовых брендов бывает разброс до 3 мм/10°C.
За 15 лет через мои руки прошло около 120 поломок лазерных дальномеров. 40% — это не заводской брак, а последствия неправильной эксплуатации. Но остальные 60% — системные недоработки.
Например, у популярной модели SNDWAY SW-T80 постоянно выходили из строя кнопки — производитель поставил мембраны с ресурсом 5000 нажатий вместо 10000. Пришлось заводу отправлять официальную рекламацию.
Специалисты с ddgxchyq.ru как-то разобрали для меня конкурентный анализ: оказывается, европейские сборщики используют пылезащитные прокладки в 2 раза толще, чем азиатские. Но и цена соответственно выше на 30-40%.
В 2021 году мы совместно с ООО Чэнду Дади модифицировали серию TLS-10H для работы в условиях Крайнего Севера. Заменили штатные батареи на морозоустойчивые, добавили греющие чехлы.
Самое сложное было перекалибровать лазерный модуль — при -45°C длина волны смещалась на 0.5 нм. Пришлось разрабатывать индивидуальные поправочные коэффициенты.
Из 50 опытных образцов только 17 прошли все испытания. Зато теперь эти модификации внедрены в текущее производство — об этом даже есть технический бюллетень на их сайте.
Раньше главным был диапазон измерений. Сейчас заказчики требуют интеграцию с GNSS-приёмниками и возможность работы в VR-режиме.
Последняя разработка, которую я видел у Чэнду Дади — комбинированный прибор с ИК-каналом и лазерным сканированием. Правда, для строителей это пока избыточно — достаточно обычного дальномера с Bluetooth.
Интересно, что старые механические телескопы до сих пор в ходу — их берут для обучения из-за наглядности. Мы иногда реставрируем такие для учебных центров.
При покупке обязательно проверяйте люфт телескопической трубы — если есть продольный люфт более 0.1 мм, отказывайтесь сразу.
Раз в полгода нужно протирать оптику специальными салфетками — обычные ткани оставляют микроповреждения. На ddgxchyq.ru есть подробная инструкция с видео.
Для полевых работ берите модели с алюминиевым корпусом — они лучше переносят падения. Пластиковые легче, но при ударе часто ломаются внутренние крепления.
Кстати, ООО Чэнду Дади даёт расширенную гарантию 3 года на все ремонты — это единственная компания в Юго-Западном регионе с такой практикой.
Сейчас экспериментируем с совмещением лидарных и фотограмметрических данных — это может сократить время съёмки в 2-3 раза.
Но для массового рынка пока рано — оборудование слишком дорогое. Хотя на выставке в Новосибирске уже видели прототипы за разумные деньги.
Думаю, через 5-7 лет мы увидим полностью автономные телескопические дальномеры с ИИ-коррекцией погрешностей. Но пока приходится довольствоваться полуавтоматическими решениями.
Главное — не гнаться за новинками, а выбирать проверенное оборудование. Как показывает практика завода, иногда простая и надёжная конструкция лучше сложной, но ненадёжной.